Анализ влияния соглашения по присоединению к ВТО на российский страховой рынок
РосФинКом,
17 июня 2012 г.
Последствия вступления в ВТО для рынка финансовых услуг 1726 просмотров
Осталось чуть более двух недель до даты рассмотрения Государственной Думой пакета документов по ратификации присоединения России к ВТО. Оно состоится на пленарном заседании Госдумы 4 июля 2012 года. Ратификация должна быть завершена до 23 июля, в противном случае переговоры об условиях присоединения к ВТО придется начинать снова. Если же парламент ратифицирует договоренности, с августа наша страна станет полноправным членом ВТО. Чем это грозит нашей финансовой системе, попробуем разобраться на нескольких конкретных примерах, говорится в статье Марии Жилкиной, руководителя аналитического центра МИГ «Страхование сегодня».
Общеизвестны условия, на которых мы вступаем в ВТО – это и отмена 49%-ного ограничения на участие иностранцев в капитале телекоммуникационных компаний, и разрешение работать в России ритейлерам и оптовикам со 100%-ным иностранным капиталом, и поэтапное снижение пошлин и тарифов, и изменение порядка субсидий в тяжелом машиностроении, гражданской авиации, сельском хозяйстве, и пересмотр правил ветеринарного и санэпидемконтроля, и многое другое. Встречный выигрыш, который нам обещают эксперты (от 3 до 7% роста потребления в среднесрочной перспективе и до 24% в долгосрочной, улучшение делового климата, рост качества услуг, конкуренции и, как следствие, снижение цен на высокотехнологичные товары и услуги), к сожалению, пока представляется больше иллюзорным, нарисованным на бумаге. Возможные потери же - в виде падения производства в пищевой промышленности, машиностроении и других не ориентированных на экспорт отраслях, угроза для развития ряда территорий (увязанных на работу предприятий этих отраслей), повышение уровня зависимости от импорта и внешнего финансирования, ограничение возможностей в помощи сельскому хозяйству, возможные проблемы с использованием интеллектуальной собственности и программного обеспечения - вполне реальны и достоверны.
Одна из отраслей, на которой соглашение по ВТО отразится напрямую, – это страхование. Понятно, что интересы отрасли, которая по итогам 2011 года составляет всего 1,22% от ВВП (без учета платежей по обязательному медицинскому страхованию) при решении такой масштабной задачи, как вступление в ВТО, ставить во главу угла никто не собирался. Квота иностранных участников в совокупном капитале российских страховых организаций должна быть повышена с нынешних 25% до 50% уже сейчас. Кроме того, предусматривается поэтапное снятие 49%-ого ограничения на участие иностранного капитала в капитале компаний, занимающихся страхованием жизни и обязательным страхованием. По окончании переходного периода (через 9 лет) филиалы иностранных страховых организаций смогут работать в России напрямую, не создавая дочернюю компанию, наделенную капиталом по нашим требованиям, не нуждаясь в перестраховании (подписывая риски напрямую на емкость материнской компании) и в целом, попадая в заведомо более выигрышные условия. Однако есть серьезные основания предполагать, что в условиях современных финансов системы, когда все институты и услуги взаимосвязанные и взаимопроникающие, тот грандиозный удар, который через один открытый сектор понесет вся финансовая система России, нам еще только предстоит оценить. Впрочем, рассмотрим все по порядку.
Бюрократизм – не всегда зло
Согласно Информационному письму ФСФР от 30 марта 2012 г. «О размере (квоте) участия иностранного капитала в уставных документах страховых организаций по состоянию на 1 января 2012 года» сейчас доля иностранцев в капитале составляет всего 18,1%, то есть и без грядущего увеличения квоты (в соответствии с документами по ВТО ее должны повысить до 50 %) принимать иностранные вложения как бы есть куда и так. В то же время в течение 2011 года, опираясь на показатель 1 января 2011 года (22,42 % фактических, при нормативном ограничении 25%) иностранным акционерам многократно отказывали в праве увеличивать капиталы и приобретать акции страховых компаний. Ряд из них вследствие этого не смогли вписаться в повысившиеся требования к уставным капиталам и сдали лицензии своих российских «дочек».
Резонный вопрос – а откуда взялось, что надо использовать прошлогодний показатель квоты иностранцев на страховом рынке? Ведь ни в Законе «Об организации страхового дела в РФ» (на п. 3 ст. 6 которого ссылаются при расчетах), ни в положении о ФСФР (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.08.2011 № 717) указания на то, что это показатель ежегодный, и вообще какого бы то ни было установления периодичности расчета квоты – нет. Был, однако, другой документ - «Административный регламент по расчету размера (квоты) участия иностранного капитала…», утв. Приказом Минфина № 44н от 15 апреля 2008 г. В нем, в п.4.2. предписано осуществлять расчет по состоянию на 1 января соответствующего года. Правомерность этого регламента, насколько нам известно, оспорить в суде никто из иностранцев не пытался. Вполне возможно, кстати, что российский нормотворец здесь действительно вполне обоснованно воспользовался легальной возможностью, и ничего противозаконного в такой процедуре нет.
Но не менее вероятно и иное объяснение: российские проекты иностранных страховщиков, особенно связанные со страхованием жизни, нередко превращаются в своего рода «долгострой» - с затянувшейся инвестиционной фазой, массой не окупающихся расходов и отсутствием на видимом горизонте перспективы выхода в плюс. Исчерпание квоты оказалось для некоторых хорошим поводом по-тихому похоронить убыточный проект, не потеряв лица и свалив вину на российских законодателей.
Но мы вспомнили это обстоятельство, разумеется, не просто так, а как великолепный пример того, как любую, даже самую грозную международную норму на национальном бюрократическом уровне можно размыть и провалить. Русский бюрократ, как известно, сила непобедимая.
Столь же и еще более лучше преуспел бюрократ китайский – в Китае филиалы иностранных страховщиков де факто должны делать все то же самое, что национальные компании в области налогов и нормативов платежеспособности, плюс действуют специфические требования только для них. Это, например, обязанность предоставлять сведения об акционерах и руководстве материнской компании, ее международные рейтинги и годовые отчеты за последние 3 года, подтверждающие работу с прибылью. При этом филиал точно так же получает лицензию, причем, это возможно только если представительство компании в Китае (оно не собирает прямых страховых взносов) проработало более 2 лет, а сама материнская компания – более 30 лет, при этом совокупный размер ее активов - не менее 5 млрд.долл. Разумеется, есть там и требования к инвестированию резервов по договорам китайских страхователей в развитие национальной экономики КНР.
Вот нам еще не поздно на уровне подзаконных актов установить для филиалов такой неприемлемый режим, что их будет невыгодно создавать. Ну а дочернее юрлицо, как ни крути, все же более подотчетно страховому надзору и финансовые потоки ее более регулируемы.
Пока же суммарный размер участия иностранных инвесторов в уставных капиталах российских страховых организаций на 1 января 2012 года составлял 33 433,3 млн. руб., размер свободной квоты на 2012 год (по крайней мере, до принятия законопроекта о повышении до 50 %) составляет 11 607,5 млн. руб. Вообще-то и это очень много – на них можно создать 193 страховые компании без права входящего перестрахования, либо 96 страховщиков жизни, либо 48 перестраховщиков. Нашему страховому рынку столько игроков не нужно, у нас противоположный тренд - происходит концентрация бизнеса и массовый уход более мелких компаний с рынка. В ближайшее время, по мнению экспертов, уменьшающееся количество компаний будет стремиться к 200 (совокупный капитал, соответственно, тоже уменьшится, но с учетом повышения квоты в 2 раза это не спасет).
Миф о защищенных секторах
Одним из условий допуска иностранцев на страховой рынок России является 4-летний срок с даты присоединения России к ВТО, в течение которого сохраняется 49%-ное ограничение доли иностранных инвесторов в капитале каждой страховой компании, занимающихся страхованием жизни. То есть с августа 2016 года иностранные компании смогут заниматься этим видом деятельности без помощи российского партнера, что после отказа от квоты открывает неограниченные возможности.
В банках (продающих в финансовой рознице в том числе и накопительные продукты, к которым весьма близко страхование жизни) 50 %-ная квота в совокупном капитале сохраняется, напомним, навсегда – их «отстояли». Современные финансовые рынки вообще настолько взаимосвязаны и предлагают настолько родственные услуги, что допуская иностранных операторов на какой-то один из них, мы автоматически подвергаем серьезнейшей конкурентной угрозе и все остальные. Нельзя открыть какой-то один сектор – открывая его, мы открываем рынок целиком и принимаем дополнительные риски.
Соответственно, иностранному банку, стремящемуся работать с длинными деньгами частных лиц, достаточно открыть компанию по страхованию жизни – и делать свое дело. Поэтому заявления представителей МЭРТ о том что «примерно 50% рынка финансовых услуг зарезервировано за российскими операторами», представляются, как минимум, неоднозначными, на первое время, может, и зарезервировано, но дальше будет иначе. При этом прямые филиалы иностранных страховщиков, в действительности, далеко не самое страшное зло. У нас не Китай, где создание своей точки с нуля - единственный путь, у нас страховую компанию без проблем можно и купить - бывшую российскую. Это давно уже исподволь происходит, в параллель с укрупнением компаний.
Как выглядит в современных условиях экспорт любых кризисных явлений из страны в страну, и как диспропорция одного финансового института моментально отражается на всех связанных с ним обязательствах, думаю, напоминать не надо. Как будет выглядеть конкуренция русского банка с иностранным страховщиком за длинные деньги физлиц – тоже представить нетрудно. А примеры стран Восточной Европы, полностью потерявших национальные финансовые институты в результате допуска иностранцев и отдавших контроль над кошельками своих граждан за пределы страны, почему-то у нас вспоминать не принято.
Единственное, что «успокаивает» в этом контексте – что все подряд розничные финансовые структуры в оставленную лазейку не хлынут хотя бы потому, что в России нет ни спроса, ни налоговых стимулов в секторе страхования жизни. Это, правда, не мешало (задолго до ВТО, с самого начала 90-х) пользуясь безотчетным, но искренним желанием наших граждан отдать все деньги «в швейцарский банк», процветать откровенно незаконным структурам. Было разоблачено более десятка крупных посреднических сетей, осуществляющих незаконную продажу полисов страхования жизни от незарегистрированных в России компаний (самая крупная и известная – это Si Save Invest, вторая по размеру – ISG). Ежегодный ущерб, наносимый ими российским гражданам оценивается экспертами страхнадзора в десятки миллиардов долларов. И несмотря на то, что информация есть у МВД и страхнадзора, сделать с ними фактически ничего нельзя по сей день – для российского закона их как бы не существует, два физлица передают друг другу деньги, имеют право. Ну а то, что страховых выплат оттуда никто не видел и попытаться судиться с ними можно только в их материнской стране – этого граждане-клиенты просто не осознают.
Вряд ли можно считать положительным эффектом открытых границ, что подобные фирмы становятся реальными конкурентами добросовестных российских розничных банков. С учетом того, что многообразие форм финансовых институтов на Западе и у нас не сравнить (у нас даже микрофинансовые организации и общества взаимного страхования до сих пор скорее экзотика), найти подходящую вывеску для международного жульничества и сравнительно честного отъема денег у россиян – не проблема.
Да и то что взамен станет возможна экспансия наших банков на внешний рынок – аргумент несостоятельный, объективно шансы российских финансовых операторов на рынках дальнего зарубежья крайне невысоки, даже отдельных успешных примеров нет, так что процесс «либерализации» будет сугубо односторонним. Единственное, что у нас получается безусловно успешно – выводить активы в оффшоры. Не исключено, что в случае, если филиалы иностранных страховщиков не будут поставлены в принципиально жесткие условия, российским страховщикам, к примеру, будет выгодно переводить материнскую структуру в оффшор, а потом «открывать филиал» в России.
Реальное лицо зарубежного поставщика
Уровень риска зависимости России от западных источников финансирования уже неоднократно, оценивался экспертами как критический, многие признавали и отметке (в разные годы в разных формах – от прямого госдолга в 90е, через зависимость от кредита и рефинансирования середины 2000-х и до нынешней острой увязки в колебания сырьевой конъюнктуры и многие другие формы). Конкретно в секторе страхования это поддерживается отношениями перестрахования крупнейших стратегических рисков и объектов, которые на собственном удержании страховщики оставлять по закону не могут, а перестраховывать внутри России - не хотят. Перестрахование за рубеж растет опережающими темпами по сравнению с ростом страхового рынка, к концу 2011 года доля перестрахования за рубежом пересекла критическую отметку в 70 % от общего объема исходящего перестрахования. Как иностранцы платят по произошедшим страховым случаям на перестрахованных у них объектах – вполне показательная пример, с точки зрения того, как «хороша» для нас их услуга. Судебный процесс по убытку на Саяно-Шушенской ГЭС 2009 года с одним из западных перестраховщиков растянулся более чем на 2 года. Сроки урегулирования даже не для таких глобальных, а самых рядовых страховых случаев у западных перестраховщиков составляет в 3-10 раз больше, чем у российских, полнота возмещения также всегда оставляет желать лучшего, комплектация требуемых документов и процедура их перепроверки до предела забюрократизирована, чаще используются искусственно притянутые основания для отказов и уменьшений выплаты. Тарифы же при этом – существенно выше.
Оснований полагать, что после ратификации соглашения по ВТО политика западных финансовых групп по отношению к нашим клиентам и цедентам существенно изменится, честно говоря, пока не видно. Не подтвердились на страховом рынке и заявления, что западники обогатят нас новаторскими управленческими технологиями и «совершенными продуктами», нужными клиентам – многие из купленных иностранцами страховых компаний наоборот планомерно теряли долю рынка и клиентов, многие надолго уходили в зону отрицательных финансовых результатов, некоторые впадали в длительный управленческий кризис, а кое-кто и покинул рынок. Поэтому считать западного страховщика по умолчанию лучшим управленцем, вооруженным клиентоориентированными технологиями, тоже не приходится.
Вывод же, который напрашивается из вышесказанного – предельно прост. Ратификация соглашения, видимо, уже неизбежная данность. Но отрегулировать детали процесса открытия экономических границ на уровне подзаконных актов – можно и нужно. Будем надеяться, что наши нормотворцы не пренебрегут возможностью этим воспользоваться.
Вся пресса за 17 июня 2012 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Иностранцы в России, Страховое право, Тенденции
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
10 января 2025 г.
|
|
Российская газета, 10 января 2025 г.
Федеральный закон от 28 декабря 2024 г. № 555-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства»
|
|
Интерфакс, 10 января 2025 г.
В Думе предложили обязать страховщиков заранее сообщать о завершении договора ОСАГО
|
|
Башинформ, Уфа, 10 января 2025 г.
АПК Башкирии получил 240 млн рублей на поддержку агрострахования
|
|
zakon.kz, 10 января 2025 г.
Страховой рынок Казахстана улучшает показатели
|
|
Бел.Ru, Белгород, 10 января 2025 г.
Как белгородский бизнес, пострадавший при обстрелах, «борется» со страховщиками?
|
|
Финмаркет, 10 января 2025 г.
В январе-сентябре сборы страховщиков РФ по договорам ОСГОП увеличились на 22,6%
|
|
Финмаркет, 10 января 2025 г.
СК «Согласие» учредила НПФ с капиталом 150 млн руб.
|
|
Казахстанский портал о страховании, 10 января 2025 г.
Лесные пожары в Лос-Анджелесе могут причинить экономический ущерб в более чем $52 млрд
|
|
Континент Сибирь, Новосибирск, 10 января 2025 г.
По мотивам прошлогодних аварий: в Новосибирске суд решил взыскать страховое возмещение в пользу УК
|
|
Казахстанский портал о страховании, 10 января 2025 г.
Сумма страховых убытков от природных катастроф в 2024 году оценивается в $140 млрд
|
|
Финмаркет, 10 января 2025 г.
ФАС определила параметры оценки размера финорганизаций для предварительного согласования сделок
|
|
Парламентская газета, 10 января 2025 г.
Депутат Нилов: Автомобилистов надо не штрафовать, а предупреждать
|
|
Frank Media, 10 января 2025 г.
СК «Согласие» учредила НПФ с капиталом 150 млн рублей
|
|
За рулем, 10 января 2025 г.
Автовладельцев заблаговременно проинформируют об окончании срока действия полиса
|
|
МК в Запорожье, 10 января 2025 г.
Жители Запорожья оформили свыше 9 тысяч договоров ОСАГО за зимние каникулы
|
|
Ура.Ru, Екатеринбург, 10 января 2025 г.
Крупная страховая компания в США бросила своих клиентов на фоне пожаров в Калифронии
|
|
Рязанские новости, 10 января 2025 г.
ТФОМС требует от рязанской районной больницы более 3 млн рублей пеней
|
 Остальные материалы за 10 января 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|